Используйте поиск по шпаргалкам:

Google
 

12. Особенности развития государства и права в Арабском Халифате

Складывался в условиях глубокого социально-экономического кризиса (жестокие противостояния богатых и бедных). Первоначально объединительное движение носило народный характер. Образовался в 7 в. в результате объединения арабских племён, центр их расселения - Аравийский полуостров. Характерная черта - религиозная окраска возникновения государства, к-рый сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определённой специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение гос. собственности на землю с широким использованием рабского труда в гос. хоз-ве (ирригация, рудники, мастерские), гос. эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-гос. регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие чётко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось после того, как они завоевали территории с высоким уровнем развития (местное население не особенно сопротивлялось). Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата была неодинаковой, она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Госстрой: халифат - централизованная (концентрация в руках халифа значительной части земли) теократическая монархия, в руках халифа духовная (иммат) и светская (эмират) власть, неделимая и неограниченная. Визирь - высшее должностное лицо. Центральные органы (диваны): 1) диван-ал-джунд - оснащение и вооружение войска; 2) диван-ал-харадж - фин. деятельность, налоги; 3) диван-ал-барид - дороги, почта, гос. грузы, строительство дорог, колодцев, караван-сараев, тайное наблюдение и политический шпионаж. Местные органы сначала от старых государств, затем деление на эмираты (во главе с эмирами, их помощники - наибы), городами и селениями управляют шейхи. Верховный судья - халиф (или коллегия богословов), обычные судьи - кади (с широкими полномочиями). Шариат (надлежащий путь) - право халифата. Источники: 1) Коран - гл. свящ. книга ислама, содержащая религиозно-моральные нормы; 2) Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками (семейно-наследственное и судебное право); 3) Иджма - решения авторитетных мусульманских правоведов (или согласие мусульманского общества); 4) Фетва - письменные заключения высших религиозных авторитетов по решениям светских властей отн-но отдельных ?-ов общест. жизни; 5) Кийас - суждения по аналогии; 6) указы и распоряжения халифов, местные обычаи и др. Действия мусульманина: 1) строго обязательные; 2) желательные; 3) разрешаемые; 4) нежелательные ненаказуемые; 5) запрещённые, строго наказуемые. Виды преступлений: 1) против основ религии и государства (вероотступничество, богохульство и др.) со строго определёнными наказаниями - хадд; 2) против отдельных лиц (убийство, членовредительство, кража и др.) с определёнными санкциями; 3) правонарушения, наказания по к-рым строго не установлены. Наказание (тазир) выбирает суд. Основные земельные институты: 1) хиджаз - земли, где жил Мухаммед, с жителей взималась десятина; 2) вакуф - переданные мечетям, школам и др. организациям на религиозные и благотворительные цели, освобождались от налогов и неотчуждаемы; 3) мульк - частнособственнические; 4) икта - временные пожалования земли с крестьянами за службу. Договорное право ещё не сложилось.

Default FixSim_112007