Государственной называется собственность, принадлежащая народу суверенного государства. Ее так же называют публичной. Особенности государственной собственности состоят в следующем. Государство может иметь как публичные, так и частные интересы в гражданском обороте. Государственной собственностью владеет, пользуется и распоряжается не моносубъект, как это имеет место относи-
тельно частной собственности одного лица, а множество лиц, наделенных определенной компетенцией. Исходя из этого в правовом государстве законодательный
орган устанавливает в издаваемых им законах правила владения, пользования, распоряжения и управления государственным имуществом. Сами правомочия владения, пользования и распоряжения государственным имуществом законодательный орган не осуществляет, за редким исключением. Причем такие исключения должны оформляться законодательным актом, направленным на реализацию содержания
правомочий собственника относительно конкретного имущества. Основную работу по реализации правомочий владения, пользования и распоряжения государственным имуществом осуществляет центральный исполнительный орган государственной власти. Таковым в республике является Правительство. Правительство республики наделено общей компетенцией по владению, пользованию, распоряжению и управлению государственной собственностью, в чем бы она ни состояла. Государственное имущество, которое не закреплено за конкретными субъектами хозяйственной деятельности, составляет государственную казну. Казну образуют главным
образом бюджетные и иные финансовые средства, золотой запас государства и иные резервы. Объектами государственной и коммунальной собственности являются любые объекты материального мира, производственной и интеллектуальной деятельности. К исключительной собственности государства относятся недры, воды. Это значит, что данный перечень объектов не может находиться в частной или иной негосударственной собственности. Земля, средства производства, предметы потребления, здания и сооружения, произведения искусства и др. являются типичными объектами государственной и коммунальной собственности. К специфическим объектам государственной собственности следует относить пенсионный фонд и фонд социального обеспечения населения, формируемые государством и используемые по целевому назначению. К объектам государственной собственности могут относиться и иные фонды общественного потребления. Но с ними нельзя смешивать фонды общественных или коммерческих организаций, действующих как самостоятельные организации. К государственной собственности из числа фондов общественного потребления относятся фонды социально-культурных мероприятий, создаваемые на государственных предприятиях и организациях. Особенность их использования состоит в том, что они подчинены общему режиму государственной
собственности и соответствующего государственного регулирования. Но на каждом предприятии в локальных нормативных актах правовое их регулирование конкретизируется. Используются эти фонды не в интересах всего народа, а в интересах каждого трудового коллектива в отдельности. Владение, пользование и распоряжение этими фондами осуществляет предприятие самостоятельно либо по согласованию с соответствующими организациями. Источники государственной собственности регулируются следующим образом. Так, источники коммунальной собственности подчинены общим правилам, согласно которым, например, не может быть источником права собственности источник, не оговоренный законом. Что касается республиканской собственности, то здесь действуют несколько иные правила. Источники государственной собственности в этом случае определяются самим государством, носителем суверенитета. Никто и ничто не ограничивает источников права республиканской собственности, если при этом не нарушаются требования публичности права собственности на те или иные объекты. А в связи с требованиями публичности должны соблюдаться гражданские права и интересы иных физических, юридических лиц и государств, а также учитываться интересы мирового сообщества. Специфическим источником государственной собственности являются поступления республиканских и местных налогов и иных неналоговых платежей, платежей за пользование землей, природными ресурсами, пошлины и т. д.