Укрепление хоз.-эк. и полит. связей между провинциями, формирование общенац. рынка. Оформилась к 16 в. Законченная, последовательная форма. Вся полнота власти - в руках короля. Централиз. гос. механизм (армия, полиция, адм.-фин. аппарат суд) подчинялся ему, все французы - подданные короля, обязанные беспрекословно подчиняться. Абс. монархия защищала корен. интересы дворянства, подавляя антифеод. борьбу крестьянства, содержала его. Особое отношение классовых сил: равновесие дворянства и буржуазии. Королевская власть, лавируя на противоречиях между ними, добилась значит. самостоятельности. Ришелье, подчинив Людовика 13, безраздельно управлял страной, усилил централизацию адм. аппарата, суда, финансов. При Людовике 14 - апогей феодализма. 16-1-я половина 17 - монархия играла прогрессивную роль (вела борьбу против раскола страны, поощряла строительство мануфактур и торговлю, вводила высокие пошлины на ввозимые в страну товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывало колонии). Позже - только тормозила. Генеральные штаты прекратили сущ-ние, ограничены права Парижского парламента (эдикт 1641 обязывает беспрепятственно регистрировать все ордонансы и др. нормат. акты короля; не м. принимать к рассмотрению дела правительства и адм. аппарата). Болонский конкордат 1516: король м. назначать кандидатов на посты иерархов католич. церкви в стране. Рост бюрократического аппарата и его влияния. Мн. должности правительство продавало, прав-во не м. уволить чиновников с гос. службы (только за должностное преступление), во время религ. войн передало представителям знати важные посты (губернатора, бальи, прево и др.), ставшие затем наследственными. Росло стремление к сепаратизму. Выход: создание новых ново системы гос. органов (назначались правительством с правом немедленного отзыва) при сохранении старой (она получила второстепенные сферы для управления). Волокита, коррупция и т.п. Старые центр. органы: Гососвет (высший совещат. орган), тайный совет (кассационный пересмотр дел), аппарат канцлера (почётного предст-ля короля). Новые: Генеральный контролёр финансов (сбор и распределение ресурсов, проверка деятельности должност. лиц на местах, пром-ть, торговля, финансы, гос. работы, пути сообщения), 4 гос. секретаря (воен, иностр, мор. и двора) - подчинялись королю. Малый королевский совет - совещания новых и короля. Территория делилась на женералите (фин.), губернаторства (воен.), диоцезы (церков.), бальяжи (суд.), интендантства (адм.; интенданты юстиции, полиции и финансов - новые). Границы их не совпадали. Интендантства делились на округа (в них - субделегаты). Провинц. штаты раскладывали налоги и сборы. Полиция с широкими полномочиями - везде. Много налогов: капитация (подушный), "двадцатина", на продукты питания, соль (габель), табак, бумагу, судебные, гильдийские и ремесленные сборы и т.д. Откупная система сбора налогов. Сохранялись внутр. таможни. Суды: королевские (боль-во угол. и гр. дел), сеньориальные (предварительное дознание и гр. дела с мелкой суммой иска), городские, церковные. Общие королевские: превотальные, бальяжные и парламентов, Госсовет; специальные: счётная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора, военные, морские, таможенные. Армия регулярная сословная, вербовались иностранцы и уголовники, господство муштры и порки. |
16. Абсолютная монархия во Франции
Ярлыки: история